понедельник, 23 января 2017 г.

Зона или пространство комфорта. Обратный отсчёт.

"Всё всегда заканчивается хорошо. Если все закончилось плохо, значит это еще не конец."                                                                                                                           Пауло Куэльо
Надо с чего-то начинать. Созерцание и критика со стороны редко приводит к изменениям. Можно оглянуться вокруг и найти десятки мест для своего социального проекта. 
Отсутствие комфортных общественных пространств в наших современных городах связано не только с финансами, бюджетами городов, волюнтаризмом бизнеса. Корни такого явления и плачевного состояния имеющихся пространств можно связать в первую очередь с сформировавшимся негативом ко всему коммунальному. Мы ещё не пережили постсоветский синдром "пофигизма" и ощущения личной безучастности к происходящему вокруг нас.

Возьмём например, дворы, подъезды и придомовую территорию. Позитивных примеров мало, особенно там, где есть массовое посещение и проживание в старых микрорайонах.

А ведь именно общественные пространства, ухоженные и комфортные позволяют себя чувствовать свободно, ощущая позитив не только в своей квартире или на работе в офисе. Состояние постсоветской среды само направляло нас пробежать бегом от дома на работу и обратно, зайдя в магазин. 

Вспомним фразу - "выйти в город". Живя практически в центре города, мы были самопрограммируемы пойти в определённое место: центральную улицу, кафе, центральный парк, кинотеатр для прогулки и общения с друзьями. Из пункта "А" в пункт "В". Либо поход в гости друзьям и знакомым. Альтернатива обычно была слаба. Мы говорим о пешеходной доступности. Хотя автомобилизация внесла коррективы в доступность, но привела к новым проблемам, связанным с парковками в публичных местах.

Прямые линии парковых аллей напоминают об ограниченности маршрута для прогулки. Почему мы чувствуем себя комфортно в лесу? "Я свободен" - именно ощущение свободы и даёт такое комфорт в первую очередь.

Потеря элементарных вещей, которые исчезли из многих дворов старого города - это скамейки у входа во двор. Они не только были удобным элементом для отдыха с кульками продуктов, но и местом общения, обмена новостями и не как там у них, а именно новостей этого двора, общения соседей. Скамейка была матрицей повседневного общения для людей, живущих рядом через стенку и не общающихся теперь годами. Редко можно встретить бабушек из "дневного дозора". Конечно же беседки и навесы с лавочками в старых дворах.
Обычно считают, что главными городскими проблемами являются состояние автомобильных дорог, грязь и мусор на улицах, а также парковки автомобилей на тротуарах и газонах, количество зеленых насаждений, парков и зеленых зон для отдыха. Но можно иметь парк рядом с домом и не пользоваться им. Там грязно и опасно. 

Формально любое городское пространство, является общественным. Общественными считаются все места, где происходит городская общественная жизнь и именно они формируют единую городскую среду, давая возможность для коллективного досуга, общения, воплощения творческих идей и спорта.
При этом, чем больше общественных пространств, пешеходных зон, тем больше и точек притяжения бизнеса. Чаще всего в этом присутствует дисгармония, привлекая один поток посетителей, бизнес отталкивает другие группы, создавая "кастовость" посещений того или иного места. Само общественное пространство всегда должно быть бесплатно и доступно. 
Вот и получается, что в трио: жители-бизнес-чиновник, часто проигрывают жители. Т.к. лоббист и власть часто представлены в одном лице. Реклама, нарушающая облик города и уродующая фасады домов, тоже элемент нарушения городского общественного пространства улицы. Киоски, ограничивающие видимость транспорту и пешеходам, ограничители парковок и естественная ветхость окружающей городской среды создают общий дискомфорт городской улицы.

Чем успешнее город, тем больше общественных пространств в каждом микрорайоне. И только детскими горками тут не отделаешься.

Чем больше общественных пространств, тем демократичнее общество, тем комфортнее будет жителям в этом городе.

Именно поэтому, демократичность общественных пространств, является основой для их формирования. Признаки необходимого набора удовольствий и развлечений второстепенны. Ложное мировоззрение, что люди идут в парк покушать в ресторан и на карусели, разрушает модель комфортного посещения парка и соответственно меняет облик самого парка. Именно такую модель нам чаще всего навязывают. Мол парк - это ресторан с зелёной зоной и детской площадкой. Вот пример, такого проекта.

Поэтому при планировании общественных пространств необходимо руководствоваться следующими основными критериями, или как сейчас говорят маркерами:
  1. Общая доступность
  2. Отсутствие шума и загрязнений
  3. Отсутствие движения автомобилей
  4. Безопасность от криминала
  5. Хорошая освещённость
  6. Бесплатность пребывания
  7. Безбарьерность
  8. Удобным для общения
  9. Удобным для творчества
  10. Наличие доступных санузлов
  11. Универсальность (статус, возраст)
  12. Удобным для долгосрочного отдыха
  13. Многосезонность
  14. Отражение местной истории и культуры
Коммерчески ориентированное общественное пространство нарушает эти принципы и отбирает общественные территории у горожан. Кафе, магазин или ресторан не являются общественным пространством, так как Вы не можете просто прийти и пользоваться ими не воспользовавшись коммерческой услугой. Поэтому благоустройство общественных территорий парковками, киосками, кафе и ресторанами лишает перспективы города с ограниченными территориями. Губит дальнейшие возможности для формирования комфортной среды в жилых микрорайонах и общегородских центрах притяжения. Например, вместо незаконной парковки с выхлопными газами на одесском пляже "Ланжерон" могли бы быть совсем другие, полезные функции - парка, международного фестивального городка.

Целевая программа и правила, которые принимает громада и должны стать общественным договором, который регулирует общественные интересы жителей и бизнеса. А власть в этом случае должна быть арбитром, чётко реализуя принятые правила. Иначе будут не только недовольные жители, но и коллективная депрессия от беспомощности, нереализованных элементарных потребностей горожан. А бизнес должен и может формировать эти общественные пространства, подчиняясь общим правилам, принятым громадой.

В Одессе уже есть позитивный опыт создания публичных пространств. Это возможно при наличии инициативных горожан, а не только инициативы городской власти и бизнеса.
Видео. "Правила большого города".
Какие сейчас есть возможности для реализации таких общественно полезных проектов?

Идея. В первую очередь - это инициатива обычных граждан, общественных активистов, городских властей, представителей бизнеса. Но без поддержки и консолидации горожан, любой проект будет обречён на критику и чаще всего обоснованную. Сама идея должна быть чётко сформулирована и привязана к конкретному месту.

Подготовка концепции и проекта. На этом этапе обязательно обсуждение инициатив с жителями, опросы через социальные сети или анкетирование. Визуализация идей и предложенных вариантов. Возможен и формат опроса через открытый микрофон, публикации в СМИ. А также консультации с общественностью, общественная экспертиза и общественные обсуждения. Выбор вариантов зависит от сложности проекта и его влияния на потребности жителей, которые будут пользоваться новым публичным пространством. Разработку проекта можно доверить молодым архитекторам и урбанистам из общественных организаций города. Одной из форм привлечения может быть конкурс студенческих работ профильной кафедры института и всех желающих с премиальным фондом. Важно чтобы техническое задание и идея были проработаны и конкретизированы. Эту функцию на себя берёт инициативная группа.

Финансирование. Один из современных способов сбора необходимых средств для социальных проектов и повышения социальной ответственности горожан - это краудфандинговая платформа, где помочь проекту может любой желающий. В Одессе она есть, что упрощает задачу. Остальные привычные источники финансирования: средства меценатов, городского бюджета, общественных организаций, бизнеса.

Создание пространства. Учитывая, что для реализации проектов, которые возникают в течение уже сложившегося бюджетного года новых денежных средств ждать не приходится, то чаще всего воссоздание проектных идей решается комплексно. Участвуют коммунальные предприятия, горожане, частный бизнес. Тут важна координация участников, чтобы каждый этап и активность были закреплены за конкретным участником. Если это микропространство на небольшом участке парка, то это не намного упрощает задачу. Поэтому без участия в разработке проекта специалистов нельзя обойтись. Привлечение жителей и волонтёров - обязательное условие и на этом этапе проекта.

Запуск пространства. На презентацию (открытие) важно привлечь максимальное количество жителей. Это даёт толчок не только большей социальной ответственности симпатиков и будущих пользователей, но и стимулирует горожан на новые проектные идеи ближе к своему месту проживания, рождает позитив, который транслируется далее. В презентации важно не перерезание красной ленточки и пламенные речи, а объяснение самого проекта, его идеи и как нам вместе его сохранять, обслуживать и пользоваться. Если проектом предусмотрено создание открытого лектория, то желательно создать социальную площадку в соцсети для отражения проведенных мероприятий и презентации новых.

Надо с чего-то начинать. Созерцание и критика со стороны редко приводит к изменениям. Можно оглянуться вокруг и найти десятки мест для своего социального проекта.

Если оглянуться...

Сергей Сарафанюк


#ДумайОбОдессе #СергейСарафанюк #Парки #Урбанистика #ОдесскиеПарки #Ланжерон

Комментариев нет:

Отправить комментарий